Защитники животных, оставившие Рижский цирк без слонов и собак, строят новые планы: Латвия должна отказаться от промышленного производства мяса, молока и яиц, пишет "МК-Латвия".


За три года общественная организация Dzīvnieku brīvība («Свобода животных») провела 26 пикетов и собрала 26 000 подписей под петицией «Человеческий цирк», призывая запретить использование диких животных в цирке и в различных аттракционах. В результате Сейм Латвии поддержал активистов и внес соответствующие изменения в Закон о защите животных. Что дальше?

Руководитель организации Айвар Андерсонс рассказал «МК-Латвии» о том, что побудило его встать на путь защиты братьев наших меньших, а также – о дальнейших целях организации. Активисты планируют бороться за запрет на промышленное животноводство и предрекают переход мясоедов Латвии на растительную пищу. Причем – еще при нашей жизни.

Вторая работа

– Все началось с моего увлечения вегетарианством, – рассказывает главный защитник животных Латвии. – Я перестал есть мясо еще лет восемь-девять назад, и почти пять лет назад стал веганом, то есть вообще не употребляю в пищу продукты животного происхождения, включая молоко, яйца и рыбу. Честно говоря, свой рацион поменял для себя. В поисках информации о такой системе питания познакомился с некоторыми веганами, которые видели свою гражданскую позицию в защите животных. Своими идеями они и меня заразили. В 2012 году попал на слет активистов в Эстонии и увидел, что заниматься просвещением общества можно на довольно высоком уровне, главное – действовать в команде и систематически. После возвращения с той встречи я организовал движение в защиту животных и в Латвии.

– Члены вашей организации тоже должны отказаться от мяса, рыбы, молочных продуктов?

– Нет. Единственное ограничение касается только мероприятий – на них мы не используем продукты животного происхождения. Что наш активист ест дома – его дело. Главное – желание помогать животным и понимать философию организации, иметь возможность и желание вкладывать в это собственное время. На начальном этапе пару часов в неделю достаточно. Я сам работаю в IT-сфере, а работе в организации посвящаю 40–50 часов в неделю. До недавнего времени организация существовала за счет членских взносов и пожертвований. В долгосрочной перспективе нам бы хотелось создать постоянные рабочие места для активистов, поскольку индустрия по эксплуатации животных работает постоянно, а значит, должны работать все время и мы.

– У вас дома есть животные?

– Две кошки. Они стерилизованные.

– Стерилизация, без согласия на то животного, не противоречит вашим убеждениям?

– Животные платят такую цену, чтобы жить рядом с нами. Если кошек не стерилизовать, то кто пострадает? Само же животное, его потомство.

– Наиболее громкими и заметными акциями Dzīvnieku brīvība стали многочисленные акции против использования диких животных в цирке. Вы считаете многовековую традицию проблемой?

– С темой цирка мы начали работать с апреля 2014 года, когда в Риге давал представления дрессировщик слонов швейцарец Ларс Хольшер. Перед его гастролями мы получили из Великобритании письмо со ссылкой на расследование, проведенное в этой стране, где дрессировщика и его помощника уличили в жестоком обращении со слонами. Основываясь на полученной информации, мы попросили Рижский цирк отменить представления, переслали руководству полученное письмо. Однако нас не услышали и продлили с дрессировщиком контракт на июль и август.

Перед каждым выступлением мы выходили в пикеты – провели целых 26 акций. Нам удалось привлечь внимание общества, начать дискуссию, собрать 26 000 подписей под петицией «Человечный цирк», в которой требовали запретить использование в цирке диких животных, включая тех, кто уже родился в неволе. Интересно, что под нашими требованиями подписывались даже люди, которые выходили из цирка сразу после представления... Прошло всего три года – и нас услышали в Сейме и внесли необходимые поправки в Закон о защите животных. Кроме того, отныне диких животных нельзя использовать в различных аттракционах, включая уличное фотографирование (помните, как в детстве вас фотографировали с обезьянкой на плече?). Таким образом Латвия стала первой страной на постсоветском пространстве, где ради развлечения диких животных использовать нельзя.

Долой промышленное животноводство!

– Какова следующая цель организации?

– Глобальная цель – добиться в Латвии запрета на промышленное животноводство и пушные фермы. Мы против эксплуатации репродуктивных возможностей животного, превращения его в биомашину, механизм получения продуктов – мяса, молока, яиц, меха, кожи. Не секрет, что условия содержания животных на крупных промышленных фермах обеспечиваются на очень низком уровне. Клетки и загоны очень маленькие, и животное очень быстро исчерпывает свои ресурсы. Куры несут яйца не более полутора лет, не более четырех-пяти лет корова дает молоко. И все – животное истощено, выжато.

– Вы уверены, что в ваших сандалиях нет кожи?

– (Смеется.) Уверен.

– Как вы себе видите свою борьбу, если люди мясо ели всегда, особенно в нашем довольно прохладном регионе?

– Мы работаем с сознанием общества. Мы не говорим: «Завтра надо закрыть все мясные комбинаты, молочные заводы и меховые фермы и всех животных выпустить на волю». Наша цель – помочь людям, которые хотят отказаться от использования продуктов животного происхождения в ежедневном рационе или повседневной жизни, и больше употреблять растительную пищу. Мы предоставляем таким людям практическую помощь и советы. Вегетарианский и веганский образ жизни становится все более популярным не только во всем мире, но и у нас в Латвии.

– Не думаю, что все наши жители превратятся в защитников животных...

– Для перехода на растительную пищу есть и другие аргументы. Это на порядок уменьшает деградирование среды. Например, для производства кормовой сои вырубаются леса Амазонки, мясное производство давно превратилось в загрязнитель окружающей среды номер один. Однако в первую очередь употребление продуктов животного происхождения негативно влияет на наше собственное здоровье. Чем больше растительной пищи, тем больше пользы для человека, животных и окружающей среды. Кстати, в августе мы организуем первый в Латвии веганский фестиваль, куда может прийти любой желающий попробовать растительную пищу – посмотреть, ознакомиться. По-моему, на практике многие люди хотели бы перемен в своей жизни, но у них нет знаний, нет правильных привычек. Мы поможем! Например, мне довольно легко удалось отказаться от мяса. Буквально через пару месяцев появилась привычка. Желание помогать животным очень мотивирует. В связи с изменением рациона я не чувствовал вялости или усталости. Усталость и потеря сил может произойти, только когда у тебя неправильно составлен веганский рацион.

На волю, все на волю?

– Куда же девать коров и кур с ферм – под нож или на волю?

– Если вы намекаете на последние случаи, когда кто-то ночью проник за зверофермы и выпустил норок из клеток, то мы против таких акций. Честно говоря, они выглядят очень подозрительными. Мы против бездумного освобождения, потому что к защите животных это не имеет отношения, и наносит вред всем – окружающей среде, самим животным, популяции местных животных, фермерам. Отказ от индустрии животноводства мы видим не резким, а постепенным. Возьмем тех же американских норок. Вся их жизнь проходит в клетках, а смерть наступает в газовых камерах. Лисиц убивают электричеством – один электрод в пасть, второй – под хвост. К сожалению, у животных, которые сейчас находятся на фермах, выход один – смерть. Но мы можем прекратить цикл, создание условий, при которых они бы рождались в неволе, а затем мучительно умирали. И здесь свое слово должны сказать потребители. Мы за просветительство и на стороне общества. Мы не настроены на конфликт с обществом, даже если оно пока нас не понимает и не согласно с нашими убеждениями.

– Допустим, натуральный мех многим не по карману, да и современные материалы легче, удобнее и дешевле. Допустим, и мясо промышленного производства порой не самого лучшего качества, даже не говоря о сосисках с колбасой. Но как быть с молочными продуктами?

– Есть различные растительные аналоги – соевое молоко, рисовое, ореховое и т. д. Есть сметана из растительного сырья и даже кефир. Мода на веганский образ жизни в Латвии только начинается. Появился первый магазин, где предлагаются веганские колбасы, сыры, крупные супермаркеты уже устанавливают специальные стенды. Ассортимент растительных продуктов, по вкусу похожих на мясные, постепенно расширяется, и потребитель ничего не теряет с кулинарной точки зрения. Вопрос только, есть ли у вас поварские навыки, чтобы все это приготовить.

Ничего личного, просто бизнес

– Животноводство в Латвии дает рабочие места, налоги в казну государства, из которых финансируется в том числе и медицина, и образование. Плюс заработок предпринимателей. Разве кто-то добровольно откажется от доходов?

– Именно экономический аспект является главным камнем преткновения на нашем пути. Индустрия экономически крепко связана обществом. Действительно, у всего есть цена. Вопрос в том, сколько общество готово заплатить за веганские продукты, чтобы прекратить эксплуатацию животных. Природа не терпит пустоты – если потребитель покупает меньше мяса, значит, больше денег тратит на растительную пищу. Кушать-то надо каждый день. Собственно, здесь и кроется возможность для бизнеса. Когда веганский образ жизни перестанет быть модным, а превратится в социальную норму, такие продукты начнут дешеветь, а ассортимент расширяться. Вспомните, как к вегетарианцам относились еще пять-десять лет назад. Тогда их считали чудаками, а сейчас они уже никого не удивляют. Уверен, через пять лет никто не станет косо смотреть и на веганов. А бизнесмены просто пойдут навстречу спросу.

– Допустим, вы достигли своей цели. Вы считаете, мясные гиганты поменяют профиль?

– Конечно. Все зависит от спроса. Если появится возможность заработать без использования животных, предприятия по переработке мяса, молока и яиц ее используют. Например, недавно самая большая компания по переработке мяса в США Tyson купила несколько предприятий по производству мяса из растительного сырья. Ничего личного, просто бизнес.

– Вы говорите о долгосрочной перспективе. Скажем, при нашей с вами жизни произойдут какие-либо серьезные перемены?

– Мы с вами станем свидетелями радикальных перемен. Это произойдет не только благодаря акциям защитников животных в разных странах, но в первую очередь благодаря прогрессу науки и технологий, который позволят создавать пищевые продукты из растительного сырья. Такие продукты станут дешевле и полезнее для здоровья. Я убежден, что растительные заменители в будущем начнут вытеснять животные продукты, которые и так обходятся обществу все дороже. Так что готовьтесь, нас ждут масштабные перемены!

Олег Кожин, "МК-Латвия".