Глава юрмальского предвыборного списка Инна Дьери рассказала в интервью Ru.Focus, что нужно исправить в Юрмале и зачем русским школам нужен свой защитник в Думе.


– В одном из своих интервью вы сказали, что пришли в РСЛ на волне борьбы за русские школы. Что стало причиной вашего решения стартовать на выборах в Юрмале? Является ли этот вопрос сверхзадачей и в контексте Юрмалы или появились новые?

– Я – коренная юрмальчанка, здесь живёт моя семья, ходят в детский сад и школу мои дети, мне небезразлична судьба города, то, как он будет развиваться, а также судьба русских школ. Я специально не называю их школами нацменьшинств, потому что в Юрмале именно русские школы, а треть жителей являются русскоязычными. Однако технических обеспечением, например, теми же компьютерными досками эти школы наполняются по остаточному принципу, и это недопустимо.

Кроме этого, в городе есть и другие проблемы, касающиеся школ. Абсолютно во всех школах остро стоит вопрос кадров, сложно найти квалифицированных педагогов, из-за чего многие школьники уезжают учиться в Ригу, при том, как из средних, так и из основных школ. И это то, что волнует жителей, чем я буду заниматься в первую очередь. Ведь работа в муниципальной думе это, в первую очередь, вопрос хозяйствования, а не большой политики.

Да, образование – это моя основная задача, я считаю, что муниципалитет должен поднять зарплаты учителям, а у учеников должны быть стипендии. Но также нужно заниматься и хозяйственными вопросам, ремонтировать второстепенные дороги и те, которые находятся внутри дворов. Они в отвратительном состоянии. Большинство из них не ремонтировались ещё с советских времён.

Также проблема есть и с ливневыми канализациями. Когда идут ливни, в некоторых районах города наступают просто потопы. Необходимо работать и над вопросами безопасности, надо увеличивать количество камер видеонаблюдения. Так что нерешённых вопросов по юрмальскому городскому хозяйству очень много, чем мы и будем заниматься в думе.

– Русский союз Латвии традиционно выступает за сохранение русских школ в стране. А что в принципе можно сделать по этому вопросу на муниципальном уровне?

– Очень многое зависит от директора школы, назначение которого как раз зависит от самоуправления. Сейчас многие директора стараются быть послушными и лояльными нынешним властям и в угоду им игнорируют права своих же учеников на обучение на русском языке и на развитие русской культуры, предпочитая давать больше упора на латышский язык.

Я понимаю, что латышский язык знать нужно и никогда не выступала против этого, но учить латышский язык и учиться на нём - это две совершенно разные вещи. Поэтому, будучи в думе, мы будем следить, чтобы в русские школы были назначены адекватные директора, чтобы они работали на благо детей, а не исполнительной власти. Притом, закон же не запрещает использование русского языка, но директора часто игнорируют эти возможности.

Также у депутатов есть возможности контроля. Я лично прослежу, чтобы в Яундубултской школе наконец-то начали ремонтировать стадион. Этой проблеме уже много лет, её решение постоянно откладывается, но этому стадиону столько лет, сколько самой школе, построенной ещё в 60-ых годах прошлого века. Он является единственным стадионом в городе, который вообще не ремонтировался и уже находится в аварийном состоянии, а занятия на нём для где-то 500 школьников представляют реальную опасность.

– Говоря о русском языке, именно из Юрмалы в последнее время периодически слышны возмущения националистов на тему того, что общественные мероприятия проводятся на двух языках. Так было на праздниках Каугури, различных детских мероприятиях. В городе постоянно проходят праздники Масленицы, а в этом году, в отличие от Риги, не было никаких запретов на 9 мая. Кажется, что с русским тут все не так и плохо. Согласны ли вы с этим или в городе можно лучше?

– Всегда можно лучше. Тот же сайт Юрмальской думы, имеющий русскую версию страницы исключительно в разделе туризма. Я считаю, что информационная часть о работе думы, о происходящем в городе, что важно для местных жителей, должна обязательно быть на русском языке, как и на английском.

– Участвуя во внеочередных выборах в Рижскую думу, вы обещали ввести в столице бесплатный общественный транспорт в Риге по примеру Таллина. В Юрмале уже ходят бесплатные автобусы. Что думаете об обещаниях нынешних властей ввести бесплатные электрички? Реально ли это?

– Конечно, теоретически это возможно, но бюджет города и так пострадает из-за передела подоходного налога между муниципальными и центральными властями, а введение бесплатных билетов на электрички будет ещё одной нагрузкой. Также мне интересно, а как будут компенсироваться эти билеты, только из Юрмалы в Ригу, или из Риги в Юрмалу тоже? И ещё, будет ли это только для юрмальчан, или для всех, кто приезжает в город, как будет проверяться, где едет юрмальчанин, а где нет?

Всё это явно задействует очень много людей, даст дополнительные рабочие места, но мне кажется это достаточно бесполезно. Мы наоборот должны быть заинтересованы в притоке людей в Юрмалу. Поэтому я считаю, что должна быть точечная помощь нуждающимся в городе, тем же студентами и школьникам, а не компенсация расходов для оттока юрмальчан в Ригу.

– В вашей программе особое внимание уделяется привлечению в город туристов. Юрмала – широко известный город-курорт, это понятно. Но как привлекать туристов в условиях всех этих регулярных новых волн коронавируса и эпидемиологических запретов из правительства? Что можно сделать, находясь в городской думе?

– Мы рассчитываем на то, что для всех желающих будут доступны прививки, а для всех не желающих прививаться будет возможность сделать тест и не попасть под ограничения. Также я думаю, что рано или поздно, но это заболевание путём вакцинации и выработки коллективного иммунитета будет побеждено, тем более, что наука уже далеко продвинулась в изучении этого вируса.

Конечно, на уровне одного самоуправления решить вопрос с коронавирусом невозможно, но не стоит забывать, что Юрмала имеет много мест для отдыха. Здесь есть пляжи и сосны с чистым воздухом, а также другие достопримечательности, чтобы как местные жители, так и туристы выбирали этот город для отдыха. Уже сейчас можно остановиться во многих гостиницах и комфортно отдохнуть, даже с учётом текущей эпидемиологической ситуации.

Вообще я считаю, что Юрмала должна стать привлекательным городом – курортом, и думе следует поддерживать развитие и строительство новых санаториев, создавая вокруг них соответствующую инфраструктуру. Печально, что те что есть не могут составить конкуренцию другими санаториям, где вся инфраструктура города, как, например, Друскининкая, заточена именно под них. На мой взгляд, Юрмале следует менять стратегию и заявлять о себе, как о круглогодичном курорте, чем и должен заняться муниципалитет.

– Юрмала на этих выборах стала вторым в Латвии самоуправлением по числу различных партийных списков. Конкуренция крайне высока. Как оцениваете свои шансы?

– Шансы оцениваю позитивно. Команда у нас дружная и сплочённая. У Русского союза Латвии растёт рейтинг по стране, мы доказали свою работоспособность, выполнением своих обещаний. Поэтому я уверена, что на этих выборах люди нас поддержат своими голосами, и мы сможем работать на благо всех юрмальчан и сделать жизнь в Юрмале лучше.

– Готовы ли работать в оппозиции? Можно ли что-то реально изменить, находясь в меньшинстве?

– Как я говорила, работа в самоуправлении – это не большая политика, а хозяйствование. Я была на трёх дебатах, которые показали, что практически все кандидаты в мэры по основным хозяйственным и социальным вопросам довольно единодушны, так что я думаю, что здесь и наши предложения могут найти поддержку. Поэтому и в случае нахождения в оппозиции, я считаю, будет возможность что-то изменить. Так что, если получится так, что мы будем в оппозиции, я не вижу в этом проблемы. Мы готовы работать и в этой ситуации.

– В последние годы в Юрмале установилась неожиданная, но довольно устойчивая коалиция из партии «Согласие» и СЗК. Какие партии, по вашему мнению, могли бы создать в городе коалицию с РСЛ? С какой из партий вы готовы сотрудничать, а с кем принципиально – нет?

– Мы готовы работать со всеми партиями. В хозяйственных вопросах у нас нет других «красных линий», кроме коррупции. Мы идём в думу для того, чтобы работать на благо всех горожан. Какие партии готовы сотрудничать с нами - это надо спрашивать у них.

– Вы часто говорите, что ходите абсолютно на все выборы в стране с 18 лет. Почему, по вашему мнению, это так важно?

– Мы часто слышим фразу: «Политика – это грязное дело», которую сказал русский поэт Максимилиан Волошин в своём произведении «Путь Каина». Многие оправдывают этой фразой своё неучастие, но я считаю, что обязательно нужно проявлять свою гражданскую позицию. Ведь хоть и говорят, что голос одного человека не важен, но если бы это было так, то многие партии не тратили бы баснословные деньги на привлечение избирателей. Как показывает практика, иногда даже один голос может иметь решающее значение.

Голосование на выборах занимает не так много времени, и мне кажется интересно разобраться и понять, какие политические силы представляют именно твои интересы, а какие просто «заговаривают зубы». При этом сейчас есть возможность и досрочного голосования, если в день выборов у человека какие-то планы. Я считаю, что каждый должен участвовать в политической жизни страны и с помощью выборов назначать своих представителей во власти. Ведь, как сказал древнегреческий деятель Перикл: «Если вы не интересуетесь политикой, то это не значит, что политика не интересуется вами!».