Вечером перед праздниками журналист службы новостей TV3 Янис Эглиитс написал в Twitter: “Ем ужин. В это время (примерно за час) за референдум о роспуске Сейма свои подписи оставили 408 человек! Я бы посоветовал Кариньшу подумать, быть может все же найти эти 60 миллионов евро, поправив Закон о финансировании здравоохранения. В противном случае может выйти, что надо будет платить более высокую цену.”, - пишет в "Неаткариге" публицист Бен Латковскис.


О чем волнуется журналист TV3? Незадолго до государственных праздников, в четверг, Сейм принял неоднозначный бюджет 2020 года. Уже на следующий день в Центральную избирательную комиссию была подана заявка о сборе подписей для проведения референдума о роспуске Сейма. До обеда 18 ноября, когда пишу эти строки, за роспуск Сейма подписались уже более 25 000 человек. Что происходит?

Когда в 2011 году Сейм принял поправки к закону о народном голосовании, тогда власть имущим казалось, что они будут в абсолютной безопасности и между выборами можно делать, что только не придет в голову. Для начала референдума, включая референдум о роспуске Сейма, нужно было собрать подписи 1/10 части от всех имеющих право голоса. Это более 150 000 нотариально заверенных подписей. Фактически невыполнимая задача. Однако, все изменилось 1 марта 2016 года, когда признана была и электронная подпись на портале Latvija.lv. Поскольку на портале можно пройти идентификацию через свой банковский счет, подписаться за роспуск Сейма, не отходя от компьютера, может каждый, у кого есть свой счет в каком-нибудь из латвийских банков.

Что вызвало эту волну общественного протеста? “Элита” власти и их нетленные восхвалители ищут каких-то мистических организаторов, однако они никак не могут понять, что по сбор подписей о роспуске Сейма превосходно организовала сами правящая коалиция со своим беспрецедентным цинизмом. Главной причиной общественного недовольства является высокомерие правящих политиков и слепая уверенность, что делать можно все что не придет в голову, и что за это ничего не будет.

Теперь по существу. Во-первых, Сейм демонстративно не исполнил принятый им же закон о финансировании работников здравоохранения. Во-вторых, Сейм в восемь раз увеличил финансирование себе (партиям). Это увеличение нельзя назвать иначе, чем бесстыдство. Нормально было бы, если бы этот закон касался бы только, начиная с нового Сейма.

Это не первый раз, когда правящая “элита” демонстрирует вопиющую вседозволенность. Общественность же считает, что столь бесстыдную политику нужно наказывать. В противном случае цинизм правящих и бесстыдство только возрастут. Поэтому, в соответствии с Третьим законом Ньютона, каждое действие имеет соответствующее противодействие, которое выразилось в подписи о роспуске Сейма.

Власть тоже не спит, и в публичном пространстве идет активная дискредитация сбора подписей. Занимаются этим многочисленные элементы, которых объединяет центральный мотив – уверенность, что есть одна “правильная” истина (истина правящих), а все остальные, которые думают “неправильно” – темные, наивные, необразованные людишки, фактически отбросы. (basket of deplorables, Х. Клинтон).

Вместо того, чтобы посмотреть в зеркало, представители правящих ищут других виновных в том, что башня власти начала качаться. Они пытаются указать, что этот сбор подписей инициировали какие-то одиозные персоны. Но какое значение имеет, кто формально начал процесс роспуска Сейма? Какая разница – Янис или Петерис?

Вместе с этим висит риторический вопрос – кто будет лучше? Этот вопрос деструктивен сам по себе, ведь означает выдачу разрешения правящим делать, что угодно. Власть и впредь будет творить всяческие глупости и беззакония, ведь “других, получше у нас нет”. А говорит ли что-то подобное избитая мужем и униженная жена?

Наконец, с всезнающим отношением на лице у нас коварно спрашивают: “А вы знаете, кто заинтересован, чтобы этот Сейм распустили?” На этот “коварный” вопрос четче всех ответил профессор Юрис Рудевскис: “Если бы меня спросили: “А вы знаете, кто заинтересован, чтобы этот Сейм распустили?” – я просто бы ответил: “Я”. И этот сеанс массажа мозга закончился бы не начавшись.” На самом деле каждый отвечает сам за себя. Если политический стиль вызывает у кого-то неприязнь, то он имеет все права проучить этих политиков. Это и есть главный смысл этого мероприятия. Напомнить политикам, что они не вправе плевать в лица своим избирателям и смотреть на народ свысока. Демократия не означает, что раз в четыре года так называемые политика могут притворяться, что воспринимают народ серьезно, а потом игнорировать, задирая нос. В цифровое время издеваться над народом больше нельзя.